Повышение качества профессионального образования инвалидов на основе использования международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

Автор(ы):  И.Р. Мясников, Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Минтруда России, Санкт-Петербург, Россия, ilyamyasnikov@gmail.com

Журнал:  Том 38, № 1

Рубрика:  Педагогика

Аннотация:  В современной системе реабилитации инвалидов в структуре действующей биопсихосоциальной модели инвалидности основными направлениями достижения полноценной интеграции инвалидов в общество являются восстановление способностей в образовательной, трудовой и общественной деятельности на основе внедрения Международной классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. В связи с этим в данной статье рассматриваются методические подходы использования доменов Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья с необходимостью индивидуального кодирования этих доменов при описании физических, психологических, социальных, профессиональных показателей статуса инвалида. Подчеркивается роль влияния окружающей среды, а именно технических, социальных, политических, законодательных и административных характеристик, на процесс получения инвалидами образования. В работе отмечается, что состояние окружающей среды оказывает на инвалида в процессе получения профессионального образования либо положительное (облегчающее), либо отрицательное (препятствующее) воздействие. Раскрываются вопросы медико-социальной экспертизы и профессиональной реабилитации инвалидов, осваивающих программы профессионального образования. Приведены положения нормативного регулирования при экспертной оценке способности к обучению у инвалидов с разной степенью ограничения. Особое внимание отведено необходимости реабилитационного воздействия на личностные характеристики инвалида, связанные с его активностью и участием в образовательном процессе, и факторам окружающей среды. Подчеркивается важность выявление барьеров в окружающей среде и их устранение для повышения качества профессионального образования инвалидов. Барьеры окружающей среды могут возникать преимущественно на двух уровнях: микросреды – ближайшего окружения инвалида и макросреды – систем, установок, служб, административных норм, политики. Устранение выявленных барьеров и обеспечение инвалидам доступности образовательного процесса будут способствовать повышению эффективности освоения ими программ профессионального образования.

Ключевые слова:  инвалиды, профессиональное образование, МКФ, качество, окружающая среда, участие.

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  254


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.