Мифологическое сознание в российских масс медиа
Автор(ы): Е.Н. Корнилова, Доктор наук, Профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ekornilova@mail.ruЖурнал: Том 37, № 3
Рубрика: Журналистика и связи с общественностью
Аннотация: В статье рассматриваются элементы мифологического сознания, встречающиеся в российских массмедиа в последние десятилетия. Теоретической базой данного исследования являются работы крупнейших антропологов, психоаналитиков, философов, литературоведов и специалистов в области изучения мифологии: Дж.Дж. Фрезера, Э. Кассирера, З. Фрейда, Б. Малиновского, К. Леви-Строса, К.Г. Юнга, Р. Барта, М. Элиаде, Ю.М. Лотмана, А. Гулыги, М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского и др. Цель исследования состояла в том, чтобы создать для пишущих журналистов или исследователей медиапространства нечто вроде краткого справочника, в котором описывались бы наиболее широко распространенные модели мифологического мышления с указанием на точное описание этих моделей в научной литературе. Автор статьи настаивает, что мифология, являвшаяся формой идеологии раннеродового общества, и доныне не утратила своего идеологического наполнения. Любая идеологическая система современного мира использует формы мифологического мышления для манипулирования массовым нерасчлененным сознанием. В статье приводятся примеры тотемических табу, магических приемов, ритуальных действ, архетипических моделей, из которых самые распространенные – архетипы Отца и Героя, и прочих форм мифологического мышления, имеющих место в текстах современных российских массмедиа со ссылками на конкретные источники
Ключевые слова: мифологическое мышление, архетипы, оппозиции коллективного бессознательного, магия, российские СМИ
Полный текст (PDF): Загрузить
Количество скачиваний: 362