Мифологическое сознание в российских масс медиа
Автор(ы):
Е.Н. Корнилова, Доктор наук, Профессор, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия,
ekornilova@mail.ru Журнал:
Том 37, № 3
Рубрика:
Журналистика и связи с общественностью
Аннотация:
В статье рассматриваются элементы мифологического сознания, встречающиеся в российских
массмедиа в последние десятилетия. Теоретической базой данного исследования являются работы
крупнейших антропологов, психоаналитиков, философов, литературоведов и специалистов в
области изучения мифологии: Дж.Дж. Фрезера, Э. Кассирера, З. Фрейда, Б. Малиновского,
К. Леви-Строса, К.Г. Юнга, Р. Барта, М. Элиаде, Ю.М. Лотмана, А. Гулыги, М.М. Бахтина,
Е.М. Мелетинского и др. Цель исследования состояла в том, чтобы создать для пишущих
журналистов или исследователей медиапространства нечто вроде краткого справочника, в
котором описывались бы наиболее широко распространенные модели мифологического
мышления с указанием на точное описание этих моделей в научной литературе. Автор статьи
настаивает, что мифология, являвшаяся формой идеологии раннеродового общества, и доныне не
утратила своего идеологического наполнения. Любая идеологическая система современного мира
использует формы мифологического мышления для манипулирования массовым нерасчлененным
сознанием. В статье приводятся примеры тотемических табу, магических приемов, ритуальных
действ, архетипических моделей, из которых самые распространенные – архетипы Отца и Героя, и
прочих форм мифологического мышления, имеющих место в текстах современных российских
массмедиа со ссылками на конкретные источники
Ключевые слова:
мифологическое мышление, архетипы, оппозиции коллективного бессознательного, магия, российские СМИ
Полный текст (PDF):
Загрузить
Количество скачиваний:
362