Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий
Автор(ы):
Ч.И. Низамова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия,
chulpannizamedin@gmail.comС.Г. Добротворская, Доктор наук, Профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия,
sveta_dobro@mail.ru Журнал:
Том 38, № 4
Рубрика:
Педагогика
Аннотация:
Разночтение в научной литературе понятия и содержания понятия «педагогические условия» вводит исследователей в сфере педагогики к затруднениям при формировании педагогических условий в формирующем эксперименте. В связи с этим авторами были рассмотрены педагогические условия с точек зрения широкого круга социально-гуманитарных наук: философия, психология, педагогика и др. Предприняты попытки классификации и уточнения понятия педагогических условий, что, по мнению авторов, поможет минимализировать трудности, с которыми сталкиваются педагоги-исследователи. Выделены характерные черты анализируемого понятия: создание всесторонних отношений, связей как между объектами и субъектами, так и окружающими явлениями; влияние условий на развитие и формирование личности, будь то его физическое, психологическое, умственное или нравственное развитие. Выводится авторское определение дефиниции: «педагогические условия, представляющие собой среду, в которых происходит формирование, развитие, научение и воспитание личности». В связи с выявлением общих характеристик педагогических условий авторы объединили ряд классификаций. В статье впервые высказана идея о статичных, не имеющих возможности быть преобразованными, и динамичных, на которые можно оказывать моделирующее влияние исходя из образовательных целей и задач, педагогических условиях. Группа динамичных условий включает в себя организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия, каждое из которых обладает своим содержанием и функциями. В статье подчеркивается возможность благоприятного и неблагоприятного влияния как внутренних, так и внешних педагогических условий на формирование, развитие, обучение и воспитание личности обучающегося.
Ключевые слова:
Педагогические условия, статичные условия, динамичные условия, процессуальный аспект, личностный аспект, содержательный аспект
Полный текст (PDF):
Загрузить
Количество скачиваний:
1113