Обогащение опыта социального взаимодействия будущего специалиста: теоретический аспект

Автор(ы):  Е.В. Коваленко, Kандидат наук, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, Россия, оцент кафедры психологии и педагогики, rouser5450@list.ru

Журнал:  Том 38, № 4

Рубрика:  Педагогика

Аннотация:  В российском обществе усиливается тенденция социальной, экономической и культурно-образовательной разделенности, в силу чего доминирующий способ взаимодействия становится ключевым для безопасности его социальных подсистем. Источником и носителем реализуемых человеком способов взаимодействия является его опыт. Опыт социального взаимодействия рассматривается автором как психический след практикования человека в социуме и носит интегральный характер, образуясь в координатах деятельности, сознания, личности. Его структуру составляют три подсистемы: ценностно-смысловая (функция ориентации и целеобразования), мысле-деятельностная (функция понимания и принятия регуляторных решений) и экспрессивно-деятельностная (функция внешнего выражения и исполнения принятых решений). Обогащение опыта осуществляется в направлениях (линиях) насыщения и концентрации трех его свойств: субъектности, со-бытийности, рефлексивности. Феноменология процесса обогащения индивидуального опыта социального взаимодействия представляется на основе анализа механизмов его становления и функционирования: отражение в сознании социальной ситуации; сравнение с имеющимся опытом; интерпретация, оценивание, отбор и переструктурирование элементов опыта; концентрация до уровня ядерных элементов; вовлечение элементов в сферу ядерных структур опыта либо утилизация. Процесс обогащения опыта социального взаимодействия будущего специалиста представлен в экспериментальной методике следующими этапами: актуализация его исходного состояния, рефлексивное концептуально-понятийное форматирование; дифференцированное насыщение структурных элементов ситуативным опытом межличностного и группового педагогического взаимодействия; интеграции и концентрации компонентов ориентировочной основы социального взаимодействия. Теоретический анализ позволил выделить феномен «обогащение индивидуального опыта социального взаимодействия», определить его структуру, механизмы, функции и сущность методики реализации в подготовке будущего специалиста. Результаты исследования могут служить теоретическим основанием для проектирования и реализации педагогической системы обогащения опыта социального взаимодействия студентов в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова:  опыт, социальное взаимодействие, обогащение, линии обогащения, субъектность, со-бытийность, рефлексивность

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  245


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.