Динамика состояния здоровья студентов в процессе реализации технологии организации здоровьесберегающего образовательного процесса на аудиторном занятии в вузе
Автор(ы): А.Г. Михнева, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь, Молдова, mihneva.alla@yandex.ruЖурнал: Том 38, № 3
Рубрика: Педагогика
Аннотация: Сегодня выявляются противоречия между возрастающими требованиями общества к выпускнику высшей школы и функционирующими в ней здоровьезатратными механизмами обучения. Это актуализирует необходимость разработки технологии организации здоровьесберегающего образовательного процесса на аудиторном занятии в вузе. Представленная авторами технология организации здоровьесберегающего образовательного процесса на аудиторном занятии в вузе предполагает вариации проведения лекционных и практических занятий в целях сохранения физического, психического и социального компонентов здоровья студентов. Лекционное занятие включает в себя организационный, содержательно-ориентировочный, процессуальный и рефлексивный этапы. Практическое занятие содержит мотивационно-стимулирующий, содержательно-ориентировочный, процессуальный, контрольно-регулировочный, рефлексивный этапы. Были изучены факторы риска для здоровья студентов во время проведения лекционных и практических занятий в вузе. Установлен недостаточный уровень здоровья студентов в результате таких факторов, как стрессовая педагогическая тактика преподавателей (авторитаризм); обездвиженность студентов; игнорирование их индивидуальных особенностей и динамики работоспособности. Исследовались такие показатели здоровья студентов, как оптимальная рабочая поза, физическое самочувствие, умственная работоспособность, степень эмоциональности на занятии, психический и социальный компоненты здоровья студентов. Теоретически обоснованы и практически апробированы следующие педагогические условия: насыщение образовательного процесса здоровьесберегающими элементами (приемами, средствами); учет преподавателем умственной, физической работоспособности и индивидуальных особенностей студентов; методическое обеспечение организации здоровьесберегающего образовательного процесса на аудиторном занятии в вузе; психологическая, теоретическая и технологическая подготовленность преподавателя к деятельности по сохранению здоровья студентов на аудиторном занятии. Реализовалась экспериментальная технология на базе Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко и Каменец-Подольского национального университета им. Ивана Огиенко
Ключевые слова: технология, здоровьесберегающий образовательный процесс, аудиторное занятие, вуз
Полный текст (PDF): Загрузить
Количество скачиваний: 328