Землячество как форма наставничества в образовании
Автор(ы):
В.Л. Холод, Kандидат наук, Доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия,
holod@bsu.edu.ruА.В. Холод, Kандидат наук, Доцент, Правительство Воронежской области, г. Воронеж, Россия, заместитель руководителя управления региональной политики правительства Воронежской области,
yaholod@ya.ru Журнал:
Том 38, № 1
Рубрика:
Педагогика
Аннотация:
Задача состоит в привлечении внимания ученых и практиков к исследованию современного состояния феномена наставничества и необходимости пересмотра его парадигмы в сложившихся социально-экономических условиях в современной России. Предлагается инновационная модель землячества студентов сельского района, реализуемая в Белгородском государственном научно-исследовательском университете. В настоящей модели теоретический и практический интерес представляет идея создания цепочек непрерывного сопровождения: школьник – абитуриент – студент-бакалавр – студент-магистр – аспирант – учёный; школьник – абитуриент – студент вуза – специалист организаций и предприятий. В статье, вместе с описанием практического опыта и нормативной базы, наставничество рассмотрено как социально-педагогический феномен, который описан как организационно и нормативно закреплённый способ передачи накопленного социального опыта. Кроме того, вузовское землячество описано как форма, способствующая созданию благоприятных условий для работы наставничества. Разработаны рекомендации по созданию инновационного вузовского землячества с работающим механизмом наставничества. На сегодняшний день сложились достаточно благоприятные условия для возрождения и переформатирования наставничества. Созданная федеральная нормативно-правовая база позволяет на уровне региона отрабатывать и внедрять в практику собственные, подходящие для своих условий, идеи. Землячество является удачной формой, способствующей созданию благоприятных условий для работы наставничества. Прогнозируя процесс его становления и развития, предполагаем, что оно постепенно будет расширять ареал своей деятельности, вовлекая студента в общественную жизнь вуза. В ходе исследования установлено, что наставничество можно эффективно реализовать в различных организационных формах на предприятиях, государственной гражданской службе, в системе среднего и высшего образования. Описанная в статье модель может быть успешно реализована при решении задач по обеспечению закрепления выпускников системы профессионального образования в сфере материального производства, а также в ходе углубленной профориентационной работы с подрастающим поколением.
Ключевые слова:
землячество, наставничество, профориентация, образование, регион.
Полный текст (PDF):
Загрузить
Количество скачиваний:
329