Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Л. Толстой: «революция просвещения» в логическом и социокультурном аспекте

Автор(ы):  С.В. Резванов, Доктор наук, Профессор, Донской государственный технический университет , Ростов-на-Дону, Россия

Л.А. Резванова, Kандидат наук, Доцент, Донской государственный технический университет , Ростов-на-Дону, Россия, Lrezvanova1@yandex.ru

Е.В. Титова, Kандидат наук, Доцент, Донской государственный технический университет , Ростов-на-Дону, Россия

Журнал:  Том 43, № 4

Рубрика:  Человек. Культура. Общество

Аннотация:  В статье раскрывается роль Л.Н. Толстого в мировой культуре как идеолога просвещенного аристократизма. Авторы исследуют, как Толстой приходит к идее ответственности образованной личности за судьбы России, ее народа, подавляющее большинство которого –крестьянство. Такая личность, с его точки зрения, является субъектом истории. В статьевыявлена специфика понимания Толстым природосообразной сущности человека и, соответственно, природосообразной педагогики. Только такого рода педагогика может противостоять «дурному» влиянию общества на индивида. Однако, по мнению авторов статьи, Толстой, несмотря на методологический натурализм, не разделял идею материалистического (механистического или натуралистического) метода классической европейской просветительской педагогики. Он полагал, что только высшая материя, «Дух» как детерминанта человеческого бытия имеют право на подлинное существование. В статье раскрыто, что в концепции Л. Толстого «Божественный дух», вложенный в тело человека, дает ему право на моральный идеализм в понимании смысла истории. Однако Толстой не приемлет субъективно материализм вообще, критикует его применительно к социальной психологии человека, отождествляемого им с абстрактным, отчужденным от общества индивидом. Позиция авторов статьи состоит в том, что эта критика направлена сознательно не столько против материализма как методологии (и философии), сколько против педагогического натурализма (механистического материализма), свойственного европейскому просвещению. Она нужна Толстому для утверждения в качестве идеала просвещенной практически-активной личности как субъекта истории, то есть как «исторического воспитателя».

Ключевые слова:  воспитание, генезис, идеализм, материализм, культура, идеология, просвещенный аристократизм.

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  349