Аудиовизуальная среда городов Южного федерального округа как пространство репрезентации смыслов культуры
Автор(ы):
Л.А. Штомпель, Доктор наук, Профессор, Южный федеральный университет
, Ростов-на-Дону, Россия,
lashtompel@gmail.comО.М. Штомпель, Доктор наук, Профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики,
omshtompel@donpac.ru Журнал:
Том 45, № 1
Рубрика:
Человек. Культура. Общество
Аннотация:
Осознание и переоткрытие роли культуры в регулировании всех областей общественной жизни, начавшееся в 90-х годах прошедшего столетия, обусловило необходимость изучения тех значений, которые люди придают отдельным аспектам окружающего их мира. В условиях современной ур-банизации необходимо понимание тех смыслов и ценностей культуры, с которыми связываются в сознании горожан отдельные элементы городской среды и вся городская среда в целом. Мульти-сенсорный характер городской среды и её содержательно-ценностное наполнение в городах Юж-ного федерального округа ещё не становились предметом специального анализа. В связи с этим авторами представлены результаты социологического исследования городов Южного федерального округа, проведённого с целью определения степени репрезентации смыслов и ценностей культуры в аудиовизуальной городской среде. Выявлено, что ценность города в первую очередь определяется не его эстетическим уровнем и уютом, а теми человеческими связями, кото-рые в нём установлены, а также возможностями, которые он предоставляет для работы или отды-ха. Подтверждена отрицательная оценка аудиовизуальной среды городов в депрессивных субъек-тах Южного федерального округа. Зафиксированы засоренность аудиальной среды южно-российских городов ненормативной лексикой (за исключением Калмыкии), снижение ценности грамотной литературной речи и высокий уровень шума. Результаты исследования открывают пер-спективу всестороннего изучения влияния городской среды на культуру горожан и могут быть положены в основу программ, реализующих Стратегию государственной культурной политики.
Ключевые слова:
город, аудиовизуальная среда, cмысл культуры, ценность, визуальный, аудиальный, звуковой ландшафт, горожанин.
Полный текст (PDF):
Загрузить
Количество скачиваний:
534