Когнитивные основания интеракции в маркетинговом дискурсе

Автор(ы):  Д.А. Черемохина, Kандидат наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, старший преподаватель кафедры русского языка и русской литературы, Cheremohina@bsu.edu.ru

И.М. Чеботарева, Kандидат наук, Доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, доцент кафедры русского языка и русской литературы, Ichebotareva@bsu.edu.ru

Журнал:  Том 39, № 1

Рубрика:  Языкознание

Аннотация:  Знаковым коммуникативным феноменом современности является маркетинговый дискурс, обра-зование и функционирование которого слабо изучены в современной лингвистике. Важным во-просом этой области знания является определение роли когнитивных факторов дискурсопорожде-ния в сфере продаж услуг. Авторами представлена попытка описания специфики коммуникатив-ной ситуации в условиях деловых переговоров, а также обозначены лингвокогнитивные факторы формирования маркетингового дискурса (в частности, дискурса продажи услуг). Возможность проведения деловых переговоров, по мнению авторов, обусловлена наличием общих смыслов в когнитивной базе клиента и представителя компании. Концептуальный анализ ключевого для маркетингового дискурса концепта «выгода» позволил выявить точки пересечения интересов ад-ресата и адресанта. Успех сделки становится возможным, если базовые индивидуальные смыслы концепта совпадают у обоих коммуникантов. Однако нередко в области персонального у комму-никантов реализуются смыслы с противоположным значением, что обусловлено личным опытом или этнокультурной спецификой. В таком случае представитель институционального дискурса стремиться трансформировать ядро концепта «выгода», используя при этом аргументацию и линг-вистические средства языкового манипулирования. Результатом исследования стала схема, отра-жающая механизмы образования дискурса продаж, а также теоретические выводы о значимости традиционных для русской культуры («польза», «материальный интерес» и др.) и коммуникативно обусловленных ситуацией переговоров (например, «простая схема») смыслов.

Ключевые слова:  маркетинговый дискурс, дискурс продаж, дискурсообразование, концепт, концептуальный смысл, когнитивная трансформация

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  286


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.