Языковая картина мира современного школьника: концепты «ЕГЭ», «экзамен»
Автор(ы): И.С. Голубева, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, аспирант кафедры русского языка и русской литературы историко-филологического факультета, irina_golubeva89@mail.ruЖурнал: Том 38, № 4
Рубрика: Языкознание
Аннотация: Обращение к антропоцентрической парадигме познания в современном языкознании ставит на первое место использование языка социумом, отдельным человеком, однако школьный дискурс ранее не являлся объектом отдельного изучения. В связи с этим авторами выявляется специфика языковой картины мира и репрезентируется речевой портрет современного школьника в процессе анализа концептов школьного дискурса «ЕГЭ» и «Экзамен» в языковом сознании школьников. Выявлены значимые концепты школьного дискурса как оценочные характеристики, в которых отражается школьная действительность, проанализированы полученные ассоциации на стимулы школьного дискурса, определены частотные ассоциации, сопоставлены положительно, отрицательно и нейтрально окрашенные ассоциации. Проведённое исследование показало, что полученные вербальные реакции не совпадают с дефинициями ассоциативных словарей, поскольку репрезентируют более широкое смысловое пространство школьного дискурса. Результаты исследования могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как «Лексикология», «Лингвокультурология», «Коммуникативная стилистика», «Социолингвистика» и представляют интерес не только для лингвистов, но и педагогов, социологов, психологов, так как могут быть использованы при написании лекционных и учебных материалов по указанным курсам, послужить источником для составления портрета современного школьника
Ключевые слова: дискурс, школьный дискурс, смысловое пространство, концепт, экзамен, ЕГЭ
Полный текст (PDF): Загрузить
Количество скачиваний: 326