Экологические инновации в реализации крупномасштабных газотранспортных проектов

Автор(ы):  П.С. Персидский, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, аспирант, ppersidsskiy@gmail.com

К.В. Хлебников, Доктор наук, Профессор, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия

Журнал:  Том 46, № 3

Рубрика:  Инвестиции и инновации

Аннотация:  В статье обосновано внедрение экологических инноваций при реализации крупных газотранспортных проектов и приведены альтернативные варианты реализации крупного газотранcпортного проекта, где главным критерием выбора реализуемого варианта были экологические ограничения. Показано, что в связи с переориентацией международных финансовых рынков на стратегию экологически устойчивого развития, финансовые круги проявляют все больший интерес к появлению зеленых финансовых инструментов, которые все больше учитываются в новых разработках крупных инвестпроектов и за последние 2–3 года существенно влияют на те направления разработок, которые показывают более высокую экологичность. Особенно важное значение зеленые проекты играют при разработке и реализации крупномасштабных газотранспортных проектов, в том числе из-за повышенного внимания со стороны международных природоохранных организаций как элемента конкурентной борьбы. Основное внимание в статье уделено анализу альтернатив и обоснованию выбора маршрута газопровода «Северных поток – 2» по территории России. Показано, что методология, которая использовалась для оценки альтернативных вариантов учитывает необходимость доставки газа по территории России до места пересечения береговой линии, а также необходимость строительства и эксплуатации крупной компрессорной станции. Исследования по проекту «Северный поток – 2» проводились в три стадии с 2012 по 2017 год. Выбор маршрута был сделан с учетом комплексного анализа технических, экономических, экологических и социальных факторов. Для сравнительной оценки вариантов трассы было установлено 390 критериев, достаточно полно и разносторонне характеризующих фоновое состояние основных компонентов окружающей среды и их ожидаемые изменения. Наряду с оценкой ожидаемого воздействия на отдельные компоненты окружающей среды, для сравнения вариантов трассы использованы также четыре различных метода многокритериальной балльно-рейтинговой оценки экологической безопасности трассы в целом. Из всех рассмотренных вариантов маршрута газопровода «Северный поток – 2» предпочтительным был признан маршрут через Нарвский залив, так как он обеспечивает наименьшее воздействие на окружающую среду.

Ключевые слова:  экологические инновации, газотранспортные проекты, альтернативные маршруты

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  252


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.