Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Общеобразовательная школа в 1945–1953 гг.: основные тенденции развития (по материалам Магнитогорска)

Автор(ы):  Н.Н. Макарова, Kандидат наук, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия, доцент кафедры всеобщей истории, makarovanadia@mail.ru

Е.Л. Кожухова, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия, студентка 4 курса Института гуманитарного образования

Журнал:  Том 46, № 2

Рубрика:  Актуальные проблемы отечественной истории

Аннотация:  Проблема изучения советской школы в условиях модернизационных процессов в системе образования является актуальной. Советская школа в конце 1940-х – начале 1950-х гг. по-прежнему представляла собой образец «сталинской школы», однако именно в эти годы были начаты поиски новых форм и способов решения проблем в системе образования. Именно на рубеже десятилетий были заложены основы последующих преобразований теоретических и организационных аспектов системы школьного обучения. В условиях послевоенной разрухи проблемы школы существенно обострились и требовали скорейшего решения. В данной статье авторы на основе комплекса разнообразных исторических источников, преимущественно ранее неопубликованных, в русле комплексного подхода и метода «плотного описания» анализирует ситуацию в общеобразовательной школе города Магнитогорска, акцентируя внимание на педагогическом сообществе как особой социальной группе с набором особых корпоративных ценностей. Ключевой вывод авторов заключается в том, что период 1940–1950-х гг. был переходным этапом в развитии советской школы от классических норм эпохи сталинизма к поиску новых оптимальных форм организации школьной жизни, а учителя города представляли социальное образование, которое характеризовалось однородностью ценностей, норм и практик поведения. Официальный дискурс подчеркивал особый статус учителя и его роль в жизни каждого человека и общества в целом, при этом на практике педагоги часто оказывались далеки от «эталонов», а неудачи образовательного процесса оценивались как результаты неэффективной работы учителей.

Ключевые слова:  история, СССР, система образования, школа, учитель, Магнитогорск.

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  318