АКСИОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор(ы):
А.В. Сухоруких, Kандидат наук, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород, Россия,
sukhorukikh.al@yandex.ru Журнал:
Том 44, № 1
Рубрика:
История философии и социально-гуманитарных наук
Аннотация:
В статье поднимается вопрос значимости и практической реализации принципов гуманистической педагогики и ценностного воспитания культуры личности в условиях широкого внедрения в российское образовательное пространство информационных моделей обучения. Затрагиваются проблемы получения фундаментального знания в контексте инновационных стратегий модернизации школы и ускоренного продвижения новых цифровых технологий. Рассматривается роль педагогического сообщества в организации этико-гуманитарных инициатив современного процесса обучения. В исследовании охарактеризован процесс концептуальных изменений в парадигме российской школы с конца 80-х годов ХХ века до настоящего времени, дан анализ ключевых программных документов гуманистической педагогики, их содержательных отличий, постулируемых критериев образовательного процесса, моделей педагогического действия и целей личностного воспитания учащихся. Обозначена динамика технологизации и прагматизации современного обучающего контента и опасность тенденций нивелировки центральной роли субъектов обучения в нём – учителя и учащегося. Подчеркивается, что новые цифровые технологии и иные модернизационные процессы не должны отменять среды тесного когнитивно-творческого взаимодействия в школе, доверительного и широкого межличностного общения в социуме. Делается вывод, что актуализация гуманистических концепций обучения и воспитания культуры личности в лоне общечеловеческой культуры должны оставаться не только приоритетным направлением дискурса в сфере образования и в обществе, но и одним из важнейших векторов общенационального развития, обеспечивающих целостность единого культурного пространства.
Ключевые слова:
гуманистическая педагогика, цифровые технологии, культурная среда, образование, инновации
Полный текст (PDF):
Загрузить
Количество скачиваний:
391