Философско-богословские смыслы полемики И.А. Ильина и Л.Н. Толстого
Автор(ы): В.П. Римский, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия, rimskiy@bsu.edu.ruО.Н. Римская, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия, aandreeva@bgiik.ru
К.Е. Мюльгаупт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет , Белгород, Росcия, urist812@yandex.ru
Журнал: Том 43, № 4
Рубрика: Научные сообщения
Аннотация: В статье рассматриваются философско-богословские смыслы полемики Л.Н. Толстого и И.А. Иль-ина в контексте решения дихотомий «насилие – ненасилие» и «насилие – сила». Нарастание насилия в современном мире, террор и войны, революции и политические перевороты обрекают простого, «маленького» человека либо на пассивное участие в насилии, либо на столь же пассивное сопротив-ление ненасилием. С точки зрения И.А. Ильина, Л.Н. Толстой и его школа, употребляя термины «насилие» и «ненасилие», смешивали самые различные виды насилия с формами принуждения, са-мопринуждения, понуждения. Выявляя противоречия в аргументах Л.Н. Толстого, И.А. Ильин кла-дёт в качестве родового понятия «действие волевой силы», которое проявляется в действии «орга-нически цельном и свободном» (игра сил) и в «действии заставляющем», через ненасильственное убеждение, психологическое и правовое принуждение (приказ, запрет, закон и т.п.), противопостав-ляя их легитимному и нелигитимному насилию. Заставление и принуждение могут вести как к добру, так и к злу, поэтому рассмотрение насилия с точки зрения морали требует выхода в более глубокие, онтологические контексты, каковыми для нас могут быть лишь любовь ко Христу и во Христе.
Ключевые слова: Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, учение о непротивлении злу насилием, критика толстовства, насилие, ненасилие, сила.
Полный текст (PDF): Загрузить
Количество скачиваний: 331