Становление понятия «религия» в России: между нормативным и девиантным
Автор(ы):
И.Е. Викулов, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия,
ivan.vikulov@gmail.com Журнал:
Том 43, № 4
Рубрика:
Религиоведение и социология культуры
Аннотация:
В статье рассматриваются этапы становления понятия «религия» в истории России в контексте различения по шкале, состоящей из трех базовых социально-идентификационных характеристик «нормативное – маргинальное – девиантное». Смысловое наполнение понятия «религия» в значительной степени определялось обстоятельствами социально-политического порядка, политикой, проводимой властями в отношении религии и, как следствие, моделями нормативности, доминировавшими в российском обществе в тот или иной период его развития. Данный процесс представляется возможным описать в виде четырех последовательно сменяющих друг друга этапов. Первый из них приходится на начало XVIII века, когда термин «религия» начинает использоваться в единичных текстах отечественных авторов. В это время данное понятие интерпретируется в качестве обозначения иностранной разновидности легитимных христианских конфессий, которые отличаются как от «нормативного» православия, то есть «исконной веры», так и от девиантных явлений: «расколов», «суеверий», «безбожия» и т.п. В XIX и до нач. XX века термин «религия» фиксируется в словарях и начинает восприниматься как русское слово, отражающее «нормативное» или допустимое «богопочитание», естественный «закон нравственности». Их антитезами выступали «язычество», так называемые «изуверские верования» и атеизм. Третий этап связан с утверждением советской власти и с кардинальным изменением интерпретации понятия «религия». Она понимается как «маргинальный» или «девиантный» социально-психологический феномен, противопоставленный «сознательному», «научному» и «прогрессивному», статус которых в значительной степени определялся через соответствие официальной советской идеологии. Наконец, в годы перестройки и в постсоветский период содержание слова «религия» отражает многообразие взаимноконкурирующих форм притязания на причастность «подлинному», «вечному», «чудесному» в противоположность «светскому», «научному», «материальному».
Ключевые слова:
религия, религиозность, конфессия, нормативное, маргинальное, девиантное, идентификационные характеристики.
Полный текст (PDF):
Загрузить
Количество скачиваний:
254