Современный медиатекст в аспекте культурологии: образные наименования географических объектов
Автор(ы):
Н.В. Баско, Kандидат наук, Доцент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
, Москва, Россия,
ninabasko@mail.ru Журнал:
Том 37, № 4
Рубрика:
Журналистика и связи с общественностью
Аннотация:
Статья посвящена актуальному направлению в современной медиалингвистике –
лингвокультурологическому аспекту изучения медийного текста российских СМИ. В статье
медиатекст
рассматривается как источник культурологической информации на примере образных
наименований географических объектов. Параллельно с официальными географическими
названиями, представленными в энциклопедиях, справочниках и на картах, в медиатекстах
широко используются образные названия географических объектов – словосочетания образного
характера, вторично называющие географический объект, – перифразы. Предметом анализа
являются семантика, структура, стилистические свойства перифраз топонимов, а также
метафорические образы, лежащие в основе их семантики. В статье также рассматриваются
особенности функционирования перифраз топонимов как средства вторичного наименования
географических объектов и стилистические функции этих образных выражений в структуре
медийного текста. Образные наименования географических объектов используются
преимущественно в публицистических медийных текстах. Автор делает вывод о том, что
перифразы наименований географических объектов являются резервом синонимических средств
языка, выполняющих в медиатексте экспрессивную и эстетическую функции. На основе
проведенного анализа автор также приходит к заключению, что медийный текст, содержащий
описательные наименования топонимов, может выступать в качестве источника популяризации
как научных знаний, так и эмоциональных, образных ресурсов языка. Поскольку в медийных
текстах представлена социокультурная картина России и мира, такой подход даёт основание
рассматривать медиатекст как эффективное средство воздействия на широкую, массовую аудиторию, обладающее мощным просветительским потенциалом. Использование образных наименований городов в медийных текстах играет важную роль в культурологическом
образовании учащихся.
Ключевые слова:
медиалингвистика, медиатекст, лингвокультурология, географический объект, образное название, перифраза, топоним, популяризация культуры, просветительская функция.
Полный текст (PDF):
Загрузить
Количество скачиваний:
290