Учебный стресс и соматоформная вегетативная дисфункция у студентов медиков 1 курса

Автор(ы):  В.В. Руженкова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

В.А. Руженков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, ruzhenkov@bsu.edu.ru

И.Ю. Шкилева, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Е.В. Шелякина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Ю.Н. Гомеляк, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Журнал:  Том 40, №26

Рубрика:  Клиническая медицина

Аннотация:  Методами скрининг-диагностики и психометрическим обследовано 166 русскоговорящих студентов первого курса в возрасте от 17 до 22 (18.0±0.9) лет: 38 (22.9%) лиц мужского и 128 (77.1%) женского пола. Установлено, что наиболее значимыми факторами учебного стресса были «большая учебная нагрузка», «отсутствие учебников», «жизнь вдали от родителей», «трудности в организации режима дня», а также «нерегулярное питание». Соматоформная вегетативная дисфункция (СВД) выявлена в 12.6% случаев, носит полиморфный характер, включая симптомы со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной системы и реже – мочевыделительной. Симптоматика СВД формировалась на фоне выраженной астении в сочетании с тревогой, навязчивостями, дисморфофобиями, агорафобией и паническими расстройствами. В ситуациях психоэмоционального напряжения возникали отдельные конверсионные симптомы. Учебный стресс и низкий уровень конфликто- и стрессоустойчивости способствуют табакокурению, употреблению алкоголя, приему седативных лекарственных настоев, общению в сети Интернет, что может являться фактором риска формирования аддиктивного поведения и зависимостей. У студентов с СВД выявлен высокий удельный вес (57% случаев) суицидального поведения в анамнезе (52% – внутренние формы и 5% – суицидальные попытки) и в 9.5% – на период обследования. Обсуждаются стратегия и тактика повышения стрессоустойчивости студентов и снижения риска аддиктивного и суицидального поведения

Ключевые слова:  учебный стресс, студенты медики, соматоформная вегетативная дисфункция, суицидальное поведение, стресс-менеджмент

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  434


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.