Социокоды культуры и перспективы этнофутуризма в аспекте методологических подходов М.К. Петрова

Автор(ы):  М.С. Жиров, Доктор наук, Профессор, Белгородский государственный институт искусств и культуры , Белгород, Россия, Zhirov MS@bgiik.ru

И.В. Шведова, Белгородский государственный музей народной культуры , Белгород, Росcия, irinasventa@gmail.com

Журнал:  Том 43, № 4

Рубрика:  Научные сообщения

Аннотация:  В статье анализируется механизм передачи ценностей этнической традиции в его связи с действием модели социокода культуры, предложенной философом и теоретиком науки Михаилом Константиновичем Петровым. Взаимосвязь и действие всех составляющих социокода рассмотрена на примере истории этнофутуристического искусства. Этнофутуризм – международное движение, изначально возникшее в литературно-художественных кругах финно-угорской интеллигенции. Соответствующее ему направление в изобразительном искусстве особенно ярко проявило себя в последней четверти ХХ в. Этнофутуристы актуализировали проблему формализации культуры, её разрыва с корнями древнего прошлого, что способно лишить малые народы их будущего. В ходе анализа пути становления одного из современных художественных направлений нами обозначен вопрос о возможности воссоединения с памятью культуры через посредничество языка искусства. Модель социокода рассматривается как один из путей к пониманию «целого» конкретной культуры.

Ключевые слова:  культура, культурная самобытность, традиция, ценности, модель социокода, традиционный социокод, европейский социокод, искусство, этнофутуризм.

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  284


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.