Современный медиатекст в аспекте культурологии: образные наименования географических объектов

Автор(ы):  Н.В. Баско, Kандидат наук, Доцент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , Москва, Россия, ninabasko@mail.ru

Журнал:  Том 37, № 4

Рубрика:  Журналистика и связи с общественностью

Аннотация:  Статья посвящена актуальному направлению в современной медиалингвистике – лингвокультурологическому аспекту изучения медийного текста российских СМИ. В статье медиатекст рассматривается как источник культурологической информации на примере образных наименований географических объектов. Параллельно с официальными географическими названиями, представленными в энциклопедиях, справочниках и на картах, в медиатекстах широко используются образные названия географических объектов – словосочетания образного характера, вторично называющие географический объект, – перифразы. Предметом анализа являются семантика, структура, стилистические свойства перифраз топонимов, а также метафорические образы, лежащие в основе их семантики. В статье также рассматриваются особенности функционирования перифраз топонимов как средства вторичного наименования географических объектов и стилистические функции этих образных выражений в структуре медийного текста. Образные наименования географических объектов используются преимущественно в публицистических медийных текстах. Автор делает вывод о том, что перифразы наименований географических объектов являются резервом синонимических средств языка, выполняющих в медиатексте экспрессивную и эстетическую функции. На основе проведенного анализа автор также приходит к заключению, что медийный текст, содержащий описательные наименования топонимов, может выступать в качестве источника популяризации как научных знаний, так и эмоциональных, образных ресурсов языка. Поскольку в медийных текстах представлена социокультурная картина России и мира, такой подход даёт основание рассматривать медиатекст как эффективное средство воздействия на широкую, массовую аудиторию, обладающее мощным просветительским потенциалом. Использование образных наименований городов в медийных текстах играет важную роль в культурологическом образовании учащихся.

Ключевые слова:  медиалингвистика, медиатекст, лингвокультурология, географический объект, образное название, перифраза, топоним, популяризация культуры, просветительская функция.

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  290


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.