Лингвосоциокультурная подсистема системы новой грамотности

Автор(ы):  В.В. Богуславская, Доктор наук, Профессор, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Москва, Россия, VVBoguslavskaya@pushkin.institute.ru

Журнал:  Том 37, №1

Рубрика:  Журналистика и связи с общественностью

Аннотация:  Цифровая трансформация общества, переход к цифровой экономике требуют новых видов грамотности. В условиях растущей медиатизации социума всё большее значение приобретает медиаграмотность, формирование развитой медиакомпетентности российских граждан. Важность грамотности в целом, и новой грамотности в частности, в том, что это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Учитывая отсутствие границ в виртуальном мире, в новой, непонятной, увлекательной и непредсказуемой среде обитания, становится особенно важным формирование необходимой степени владения человеком требуемыми видами грамотности в интересах развития страны. В качестве важнейшего условия, обеспечивающего человеку успешность, комфортность жизни в цифровом медиатизированном обществе, чаще всего называют информационную и медийную грамотность. Возможности цифровых информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны только те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом цифровом мире. Возрастает значение комплексного лингвистического, социального, культурологического изучения журналистских текстов. В течение почти 20 лет проблемы комплексного лингвосоциокультурного моделирования объектов гуманитарного знания составляют важный аспект научных интересов. В 2001-2004 г.г. был предложен и апробирован интегрированный подход к изучению языка средств массовой информации в единении с внешней средой – обществом, во взаимовлиянии и «взаимосодействии» целого ряда факторов. Была выработана авторская методология комплексного лингвистического, социального, культурологического изучения журналистского текста. Применительно к журналистским текстам удалось проследить особенности формирования модели языка газеты с точки зрения взаимодействия внешней среды и лингвосоциокультурных факторов. Применение данной методологии позволило в полной мере предположить, а позже и убедиться, в продуктивности такого подхода к изучению объектов нестатичных, характеризующихся динамикой развития, соотносимых с нечеткими множествами, отличающимися недоопределенностью, взаимообусловленностью внешних и внутренних факторов, многоаспектностью и т.п. Среди моделируемых объектов были журналистский текст, полиэтническое образовательное пространство, инженерное образовательное пространство; модели образовательного развития в условиях глобализации, моделировался тезаурус прессы и заголовочный комплекс; с точки зрения лингвосоциокультурных и психологических факторов, исследовалось соотношение «взаимозависимость между продолжительностью и качеством жизни» и процесс получения новых знаний в иноязычной среде, педагогический процесс в профессиональном образовании Результаты данных исследований явились своего рода опорными точками для определения проблематики, вынесенной в заголовок статьи

Ключевые слова:  массмедиа, лингвосоциокультурная подсистема, медиаобразование, журналистский текст, личностное развитие, социальная практика

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  404


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.