Модели выражения модуса зрительной перцепции в языковой картине мира И.И. Лажечникова

Автор(ы):  Л.В. Проскурнина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, proskurnina@bsu.edu.ru

Журнал:  Том 37, №1

Рубрика:  Русская филология

Аннотация:  Данная статья посвящена рассмотрению перцептивной картины мира в исторической прозе И.И. Лажечникова с точки зрения лингвокогнитивного подхода. В частности, исследуется проблема воспроизведения когнитивной сферы чувственного восприятия в языке и специфика категории перцептивности в историческом дискурсе. Художественный текст представлен как авторская интерпретация действительности посредством личностного восприятия (перцепции). В работе представлены результаты анализа текстов исторических романов И.И. Лажечникова «Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман» с точки зрения взаимодействия языка и восприятия. Перцептивная картина мира является фрагментом языковой картины мира художника слова, поэтому феномен перцепции рассматривается сквозь призму языковой картины мира И.И. Лажечникова. Описывается одно из семантических полей, вычлененных в языковой картине художественного мира произведения, – «Зрение». Модус зрительной перцепции в текстах романов И.И. Лажечникова выполняет смыслообразующую и коммуникативную функции. В работе проанализированы лексические средства, используемые романистом при воссоздании системы зрительного восприятия как автора произведений, так и основных персонажей. Авторский замысел художественных произведений реализуется через систему модусов перцепции. Художественный модус перцепции является одним из источников получения автором, персонажами и читателем информации об окружающей действительности

Ключевые слова:  концепт, восприятие, когниция, художественная языковая картина мира, перцепция

Полный текст (PDF):  Загрузить

Количество скачиваний:  526


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.